Годовщина трагедии в Калининградской области: Самолет мог упасть на школу, в которой было 200 детей
Ан-24 в Светлогорске получал данные с погрешностью до
60-70 метров.
40 лет назад
в тихом Светлогорске военно-транспортный Ан-24 упал на детский сад.
Погибли 23 ребенка, 3 воспитательницы и 8 членов экипажа самолета. Мы
встретились с теми, кто чудом выжил или избежал катастрофы.
Следы замели за ночь
16 мая 1972 года военно-транспортный самолет морской авиации
Балтфлота вылетел из Храброво. Летчики выполнял плановый полет -
разведка погоды. У Светлогорска Ан-24, пытаясь определить нижнюю границу
облачности, угодил в густой туман. Летчики вели самолет низко и в
какой-то момент, по словам очевидцев, он задел колесо обозрения и начал
падать, опускаясь все ниже и ниже, цепляя верхушки сосен…
А внизу – школа, детский сад, жилые дома. Катастрофа была
неизбежна. В этот момент ребята только вернулись в садик с прогулки. Они
сидели в столовой – вот-вот должны были подать обед. Один миг унес жизни
всех детей и троих воспитателей…
- Я сидел в кабинете, тут слышу грохот, потом вбегают дети и
кричат: «Самолет упал возле стадиона»! А там мои ребята занимались
физкультурой с учителем. День-то в самом разгаре! Я вместе со всеми
побежал, - рассказывает нам Сергей Попов, который в те годы работал
директором школы №1 в Светлогорске. – Здание детсада сильно горело, тут
же лежали обломки фюзеляжа. Люди бегали и кричали, женщины плакали. В
мае в Светлогорске было уже много отдыхающих – они начали сбегаться к
месту катастрофы. Приехал председатель горисполкома. Первый секретарь
горкома партии Зубков упал в обморок от увиденного – его увезли в
больницу. Я сам был в шоке от всего этого. Самолет ведь летел прямо на
школу, но задел колесо обозрения, и его развернуло на детский сад. В
противном случае он упал бы на нас. В этот момент в школе находились не
меньше 200 человек.
Дело взяло на контроль областное МВД. Место крушения быстро
оцепили, людей близко не подпускали.
- Помню, когда огонь еще не потушили, вдруг начали рваться
патроны. Пули свистели над головами – видно летчики были при оружии, -
говорит Сергей Попов. – Чтобы не плодить слухи и не травмировать людей,
делу не предавали огласку. Тогда ведь не так было, как сейчас. Тогда все
скрывали. (К слову, западные СМИ объявили о Светлогорской катастрофе
очень оперативно. Советские газеты и радио молчали - Ред.).
За ночь пожарище разобрали. А все, что осталось, разровняли,
превратив в аккуратную площадку, на которой к утру «выросла» большая
клумба. Утром на нее стали приносить цветы и игрушки. От садика не
осталось и следа.
- Несмотря на то, что информации не было, все говорили только
о самолете. Город-то маленький, и слухи с новостями разносятся быстро,-
говорит Попов.
Заболели и спаслись
Это сегодня Олег Саушкин ездит на солидной машине, ведет свой
бизнес и знает всех и каждого в Светлогорске. Тогда, в 1972 году, ему
было шесть лет, и он был самым простым мальчишкой.
С Олегом мы встретились у часовни, которая стоит на месте трагедии на
улице Ленина. Зашли внутрь, посмотрели на фотографии погибших детишек.
Страшно представить, что среди черно-белых снимков мог бы быть и портрет
маленького Олежки…
- Я почему-то очень не любил этот детский сад. Мне не
нравилось сюда ходить, хоть тут и были все мои друзья, даже соседи по
двору. Я часто убегал к матери на работу, а работала она в санатории,
вот же он, рядом, - рассказывает Саушкин.
В тот день Олегу не пришлось убегать из садика.
– Накануне я «удачно» погулял – провалился в прорубь и
застудил почки, начались проблемы, - вспоминает он. - Меня сначала
лечили в Пионерском, потом перевели в областную больницу в Калининград.
Там я находился после операции. Помню, что в какой-то момент вся
больница засуетилась. Все начали бегать, куда-то выезжали машины, но
никто ничего не говорил. А уже потом ко мне пришла мама. До сих пор
помню ее слезы. Вот так бытовая случайность спасла мне жизнь.
Еще одна счастливица – Ольга Лукеева. Ее мама работала
нянечкой в том детском саду.
- Мне удалили гланды, мы с мамой были на больничном. Когда я
уже шла на поправку, мама взяла еще одну неделю отпуска за свой счет,
чтобы посидеть со мной дома, - рассказывает Ольга. – А я так намучилась
ходить по больницам и сидеть в четырех стенах, что каждый день умоляла
маму пойти в садик и навестить друзей. В тот день тоже просила, а мама
все говорила: «Подожди, посидим еще немного дома». Но я настояла на
своем. И мама сдалась: «Хорошо, давай собираться». Мы оделись и были уже
на крыльце, когда раздался взрыв. Грохнуло так сильно, что земля
затряслась и меня аж подбросило. Помню, когда мы туда прибежали, было
очень много народу. Лежал обгоревший самолет и обугленные книжки. Врачи
и военные грузили что-то в белых простынях по машинам. Я была маленькой,
но все поняла. Я до сих пор помню все лица детей, их имена, особенно
тех, которые сидели со мной за одним столиком на обеде. Только сегодня
их всех нет, а я осталась…
Выбросило взрывом
В 1972 году в день похорон погибших, чтобы не допустить
огласки, «по техническим причинам» отменили электрички в Светлогорск, а
на дорогах выставили посты – движение машин к курортному городку
ограничили.
Несмотря на это, на кладбище собралось несколько тысяч
жителей Светлогорска и областных городов (в некоторых источниках
фигурирует 10 тысяч человек). Как вспоминают местные жители, хоронили
детей всем городом. Траурная процессия растянулась по дороге, кордон из
солдат не подпускал толпы к маленьким гробам…
Единственным человеком, который был в тот день в садике и
выжил, стала медсестра Анна Незванова. В огне погиб ее маленький сын.
Сама же она, как нам рассказали, стояла в оконном проеме, и в момент
аварии ее выбросило на улицу. Так и спаслась. Сегодня Анна Никитишна не
рассказывает о случившемся никому. Нам с трудом удалось найти ее на даче
под Светлогорском.
- Вам легко говорить, а мне даже вспоминать тяжело. Не хочу тревожить
память, - отказалась от разговора она.
Были и те, кого от трагедии отвел Бог. Пример тому – летчик,
который должен был лететь на злополучном самолете. Накануне, за неделю,
он покрестился, принял веру. А перед самим полетом заболел – поднялась
температура и до полета его не допустили…
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Одной из самых достоверных считается версия о технической неисправности
высотомера самолета. Ошибка в его показаниях объясняется тем, что
накануне полета в ВВС ВМФ было принято решение о замене высотомеров с
Ил-14 на Ан-24. Работоспособность приборов после такой замены проверена
должным образом не была. Проведенные в ходе расследования эксперименты
позволили установить: экипаж Ан-24 в Светлогорске получал данные с
погрешностью до 60-70 метров.
http://kaliningrad.kp.ru/daily/25883/2845745/