Варшавское шоссе

    «…Изменилось Варшавское шоссе. Короче стала дорога, хотя ее не засыпали и не перекапывали. Тянется она своей асфальтовой лентой по-прежнему на запад от Москвы, но вот на верстовых столбах вместо прежних цифр, показывающих расстояние от Москвы до Бреста, теперь написаны другие, значительно сократившие дорогу,- от 0 до 431 км, от Москвы до границы с Белоруссией…»


 

.



    «Варшавское шоссе начали строить в 1840 году, причем не на всем протяжении одновременно. Так в Малоярославце оно было закончено уже в 1840 году, а в Подольске трассу и мост через Пахру строили с 1843 по 1847 год.
    Беря начало, как мы установили, от Добрынинской площади, шоссе идет на юг по Люсиновской и Большой Тульской улицам до пересечения с Павелецким направлением Московской железной дороги, от которого дорога носит уже свое название – Варшавское шоссе…»


    «Рассвет 22 июня 1941 года на Варшавском шоссе начался с мощного удара 10-ти фашистских дивизий группы армий «Центр», в том числе 4-х танковых…»

 

.


    «Сложилась чрезвычайно опасная и тяжелая обстановка. Командующий Резервным фронтом 5 октября доносил в Ставку: «…Положение на левом фланге Резервного фронта создалось чрезвычайно серьезное. Образовавшийся прорыв вдоль Московского (Варшавского – В.Р.) шоссе закрыть нечем…» «…Фронт своими силами задержать наступление противника на направлениях Спас-Деменск, Всходы – Вязьма и Спас-Деменск, Юхнов, Медынь не может».
    До 15 часов 5 октября положение на Варшавском шоссе было неизвестным для Ставки Верховного Главнокомандующего и только после нескольких воздушных разведок, проведенных летчиками Московского Военного округа, было выяснено, что вражеские войска заняли Юхнов и окружают части Резервного фронта в районе Вязьмы…
    5 апреля 1942 года войска 50-й армии возобновили наступление на участке Зайцева Гора – Фомино. После тяжелых боев 14 апреля части 173 стрелковой дивизии овладели Зайцевой Горой, и комсомолец-калужанин Анатолий Грибков водрузил на ней Красное Знамя.
    Всю весну героически сражались с врагом соединения 50-й армии на Варшавском шоссе. Особенно ожесточенными были бои на участках: Новая Роща, Кавказ, Фомино, Каменка и в районе Зайцевой Горы, которую нашим войскам пришлось оставить. ..»
 

Источник:


Отрывки из книги В.И. Рязанского «Варшавское шоссе – дорога памяти и признательности нашей»

Читать далее