Годовщина трагедии в Калининградской области: Самолет мог упасть на школу, в которой было 200 детей

 

 

 

 

 

Ан-24 в Светлогорске получал данные с погрешностью до 60-70 метров.
    40 лет назад в тихом Светлогорске военно-транспортный Ан-24 упал на детский сад. Погибли 23 ребенка, 3 воспитательницы и 8 членов экипажа самолета. Мы встретились с теми, кто чудом выжил или избежал катастрофы.
Следы замели за ночь
    16 мая 1972 года военно-транспортный самолет морской авиации Балтфлота вылетел из Храброво. Летчики выполнял плановый полет - разведка погоды. У Светлогорска Ан-24, пытаясь определить нижнюю границу облачности, угодил в густой туман. Летчики вели самолет низко и в какой-то момент, по словам очевидцев, он задел колесо обозрения и начал падать, опускаясь все ниже и ниже, цепляя верхушки сосен…
    А внизу – школа, детский сад, жилые дома. Катастрофа была неизбежна. В этот момент ребята только вернулись в садик с прогулки. Они сидели в столовой – вот-вот должны были подать обед. Один миг унес жизни всех детей и троих воспитателей…
    - Я сидел в кабинете, тут слышу грохот, потом вбегают дети и кричат: «Самолет упал возле стадиона»! А там мои ребята занимались физкультурой с учителем. День-то в самом разгаре! Я вместе со всеми побежал, - рассказывает нам Сергей Попов, который в те годы работал директором школы №1 в Светлогорске. – Здание детсада сильно горело, тут же лежали обломки фюзеляжа. Люди бегали и кричали, женщины плакали. В мае в Светлогорске было уже много отдыхающих – они начали сбегаться к месту катастрофы. Приехал председатель горисполкома. Первый секретарь горкома партии Зубков упал в обморок от увиденного – его увезли в больницу. Я сам был в шоке от всего этого. Самолет ведь летел прямо на школу, но задел колесо обозрения, и его развернуло на детский сад. В противном случае он упал бы на нас. В этот момент в школе находились не меньше 200 человек.
    Дело взяло на контроль областное МВД. Место крушения быстро оцепили, людей близко не подпускали.
    - Помню, когда огонь еще не потушили, вдруг начали рваться патроны. Пули свистели над головами – видно летчики были при оружии, - говорит Сергей Попов. – Чтобы не плодить слухи и не травмировать людей, делу не предавали огласку. Тогда ведь не так было, как сейчас. Тогда все скрывали. (К слову, западные СМИ объявили о Светлогорской катастрофе очень оперативно. Советские газеты и радио молчали - Ред.).
    За ночь пожарище разобрали. А все, что осталось, разровняли, превратив в аккуратную площадку, на которой к утру «выросла» большая клумба. Утром на нее стали приносить цветы и игрушки. От садика не осталось и следа.

    - Несмотря на то, что информации не было, все говорили только о самолете. Город-то маленький, и слухи с новостями разносятся быстро,- говорит Попов.

    Заболели и спаслись
    Это сегодня Олег Саушкин ездит на солидной машине, ведет свой бизнес и знает всех и каждого в Светлогорске. Тогда, в 1972 году, ему было шесть лет, и он был самым простым мальчишкой.
С Олегом мы встретились у часовни, которая стоит на месте трагедии на улице Ленина. Зашли внутрь, посмотрели на фотографии погибших детишек. Страшно представить, что среди черно-белых снимков мог бы быть и портрет маленького Олежки…
    - Я почему-то очень не любил этот детский сад. Мне не нравилось сюда ходить, хоть тут и были все мои друзья, даже соседи по двору. Я часто убегал к матери на работу, а работала она в санатории, вот же он, рядом, - рассказывает Саушкин.
    В тот день Олегу не пришлось убегать из садика.
    – Накануне я «удачно» погулял – провалился в прорубь и застудил почки, начались проблемы, - вспоминает он. - Меня сначала лечили в Пионерском, потом перевели в областную больницу в Калининград. Там я находился после операции. Помню, что в какой-то момент вся больница засуетилась. Все начали бегать, куда-то выезжали машины, но никто ничего не говорил. А уже потом ко мне пришла мама. До сих пор помню ее слезы. Вот так бытовая случайность спасла мне жизнь.


    Еще одна счастливица – Ольга Лукеева. Ее мама работала нянечкой в том детском саду.
    - Мне удалили гланды, мы с мамой были на больничном. Когда я уже шла на поправку, мама взяла еще одну неделю отпуска за свой счет, чтобы посидеть со мной дома, - рассказывает Ольга. – А я так намучилась ходить по больницам и сидеть в четырех стенах, что каждый день умоляла маму пойти в садик и навестить друзей. В тот день тоже просила, а мама все говорила: «Подожди, посидим еще немного дома». Но я настояла на своем. И мама сдалась: «Хорошо, давай собираться». Мы оделись и были уже на крыльце, когда раздался взрыв. Грохнуло так сильно, что земля затряслась и меня аж подбросило. Помню, когда мы туда прибежали, было очень много народу. Лежал обгоревший самолет и обугленные книжки. Врачи и военные грузили что-то в белых простынях по машинам. Я была маленькой, но все поняла. Я до сих пор помню все лица детей, их имена, особенно тех, которые сидели со мной за одним столиком на обеде. Только сегодня их всех нет, а я осталась…

    Выбросило взрывом
    В 1972 году в день похорон погибших, чтобы не допустить огласки, «по техническим причинам» отменили электрички в Светлогорск, а на дорогах выставили посты – движение машин к курортному городку ограничили.
    Несмотря на это, на кладбище собралось несколько тысяч жителей Светлогорска и областных городов (в некоторых источниках фигурирует 10 тысяч человек). Как вспоминают местные жители, хоронили детей всем городом. Траурная процессия растянулась по дороге, кордон из солдат не подпускал толпы к маленьким гробам…
    Единственным человеком, который был в тот день в садике и выжил, стала медсестра Анна Незванова. В огне погиб ее маленький сын. Сама же она, как нам рассказали, стояла в оконном проеме, и в момент аварии ее выбросило на улицу. Так и спаслась. Сегодня Анна Никитишна не рассказывает о случившемся никому. Нам с трудом удалось найти ее на даче под Светлогорском.
- Вам легко говорить, а мне даже вспоминать тяжело. Не хочу тревожить память, - отказалась от разговора она.
    Были и те, кого от трагедии отвел Бог. Пример тому – летчик, который должен был лететь на злополучном самолете. Накануне, за неделю, он покрестился, принял веру. А перед самим полетом заболел – поднялась температура и до полета его не допустили…

ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Одной из самых достоверных считается версия о технической неисправности высотомера самолета. Ошибка в его показаниях объясняется тем, что накануне полета в ВВС ВМФ было принято решение о замене высотомеров с Ил-14 на Ан-24. Работоспособность приборов после такой замены проверена должным образом не была. Проведенные в ходе расследования эксперименты позволили установить: экипаж Ан-24 в Светлогорске получал данные с погрешностью до 60-70 метров.

 

http://kaliningrad.kp.ru/daily/25883/2845745/